Звонки бывают разные. Как правило, это семейные конфликты или нарушения покоя граждан. Я была немало удивлена тем, что стычки с соседями тоже относятся к семейным конфликтам. Больше всего сообщений в 02 поступает в вечернее и ночное время. Не обходится и без курьезов. Иногда помощнику дежурного приходится успокаивать пенсионерку, которая разволновалась из-за того, что у нее за окном уже битый час лают соседские собаки. Почему-то в полицию, а не в управляющую компанию сообщают о том, что в подвале капает вода.
«У многих людей еще советский менталитет, - поясняет подполковник Милованов. – Липчане считают, что все и всегда решает полиция. Впрочем, мы постоянно ведем разъяснительную работу среди граждан, чтобы изменить ситуацию».
Любопытно, что помощники дежурного и дежурный не принять звонок не имеют права. По этому поводу есть даже специальный приказ Министра внутренних дел России. Все звонки регистрируются в специальном журнале. А чтобы контролировать диспетчеров, установлен специальный речевой регистратор. Периодически специальная комиссия прослушивает записи и соотносит их количество с журналом. Если какое-то сообщение не принято или не зарегистрировано, то дежурному грозит взыскание.
Есть приказ и о том, что анонимные звонки в 02 не принимаются. Но люди нередко не хотят сообщать свои данные. Кроме общения с диспетчером, о происшествии можно позвонить по телефону доверия. В дневное время звонки принимает дежурный, а после 18:00, вечером и ночью – работает автоответчик. При звонке на телефон доверия представляться не обязательно.
У меня была возможность послушать, как и что отвечают помощники дежурного. Почти каждый раз, когда они берут трубку, им приходится разбирать в неясной скороговорке взволнованного человека, адрес. И почти всегда девушки просят позвонившего не нервничать, а четко сформулировать суть проблемы. Странно, как у помощников дежурного не раскалывается голова! Ведь почти целые сутки они находятся в напряжении. 20 часов они выслушивают чужие проблемы ипытаются вычленить здравое зерно в каком-нибудь бытовом конфликте. Кроме устойчивости к стрессам, работающие на линиях 02 люди должны быть еще и отличными психологами.
С 4 до 6 вечера звонки раздавались далеко не каждую минуту и не на все линии сразу. Однако чем дальше, тем больше. К восьми часам телефоны просто разрывались от сообщений. В минуты блаженной тишины девушки не отвлекались на разговоры о новой сумочке, прическе или фильме, а напряженно молчали и ждали, когда кому-то снова понадобится их помощь или совет.